Существуют «спасательные круги» для сохранения бизнеса «в плюсе» в условиях кризиса
Кризисы бывают разными, но человек так устроен, что реагирует на стресс ограниченным набором реакций, которые, мешают трезво мыслить, собраться, принять важные решения, чтобы сохранить свой бизнес. В первую очередь, это касается руководителей. Для них — 4 первоочередных правила организации работы в кризис от сооснователя группы компаний ERSTA, бизнес-коуча Элеоноры Зоновой.
1. Персонал
В кризисные времена я рекомендую применять авторитарный стиль управления, действовать указаниями, а при необходимости даже и приказами. Это поможет предотвратить панику, поддержать порядок и соблюдение всех стандартов.
Регулярные собрания помогут наладить дисциплину. Если вы ранее не использовали их как инструмент работы с сотрудниками, то сейчас внедрите их в практику и сделайте системой. Важно, чтобы темы собраний были актуальны и приносили результаты в последующей деятельности.
Написанное выше касается организации персонала, но нужно понимать, что сотрудники в кризис переживают стресс, который может негативно сказаться на их деятельности. Для того, чтобы поддержать персонал в непростое время, примените несколько простых правил.
Дайте возможность сотрудниками говорить друг с другом и обмениваться идеями. Обсудите у кого какие хобби, любимые занятия, и что каждый еще не сделал, а планировал. Самое время — это осуществить. Поговорите о развитии профессиональных компетенций. Главный совет: не копать глубоко в прошлое и не заглядывать в будущее, жить настоящим моментом здесь и сейчас и постараться получать максимум удовольствия от этого момента. Если хотите глубже изучить эту тему, рекомендую книгу «Сила настоящего» Экхарта Толле.
Поставьте в комнате персонала небольшой стеклянный аквариум, и пусть каждый сотрудник складывает в него разноцветные записки с описанием моментов радости или восторга. Например, бариста в кофейне по дороге на работу улыбнулся и нарисовал солнце на кофейной пенке. Записывайте маленькие радости, из которых состоит наша жизнь. Это поможет преодолеть тревогу и посмотреть на сложные ситуации по-другому.
2. Финансовые показатели
Существуют «спасательные круги» для сохранения бизнеса «в плюсе» в условиях кризиса. Первый — это жёсткий контроль доходной и расходной части предприятия. В кризисное время я рекомендую особенно серьезно подойти к пересмотру расходной части. Проверьте тщательно каждую статью и оставьте в бюджете только самое необходимое. Проведите переговоры с арендаторами о снижении арендной ставки на период кризиса. Возможно, потребуется пересмотреть фонд заработных плат. Важно, чтобы он при этом соответствовал рыночной ситуации.
Следующий «спасательный круг» — это планирование продаж услуг и товаров. Если у вас не введены планы продаж, то именно сейчас это необходимо сделать. Вовлеките в планирование каждого сотрудника. Персонал прекрасно знает потребности и пожелания клиентов. Задачей сотрудников станет индивидуальное курирование каждого клиента и составление для него комплексных программ на несколько месяцев. Это повысит процент возвратности клиентов. Проведите ревизию услуг и сделайте АБС анализ. Возможно, вам придётся изменить цены на определённые виды услуг, проведя предварительно анализ конкурентного окружения.
3. Организация работы
В кризисные времена основной фокус должен быть на работу с клиентами. Именно они определяют рост доходов вашего предприятия. Первоочередная задача — создать для клиентов атмосферу максимальной заботы и безопасности, независимо от того, на каком этапе развития находится ваше предприятие — начальный этап функционирования, период бурного роста или период стабильности и процветания.
Если вы сможете создать островок, где посетители получат индивидуальное внимание, сервис, полезную информацию и будут ощущать себя центром вселенной, то не только удержите постоянных клиентов, но и привлечь новых, благодаря рекомендациям первых. Иными словами, превратите лояльных фоловеров в рекомендателей, тогда вы сможете значительно сократить расходы на маркетинг и продвижение.
В кризисные времена необходимо уделить максимальное внимание работе с существующей клиентской базой. Включите в работу ваших сотрудников, соберитесь все вместе и подумайте, какие действия каждого сейчас будут самыми эффективными для клиентов. Организуйте мозговой штурм, пусть каждый из сотрудников выскажется, соберите все идеи и решите совместно, какие из них стоит реализовать сейчас. Рекомендую 2 книги на эту тему для изучения: «Обнимите своих клиентов» Джека Митчелла и «Сервис по-королевски» Эдмунда Лолера.
4. Личная эффективность руководителя
От личной эффективности руководителя зависит эффективность предприятия, особенно в кризисное время. 50% успеха зависит от того, как реагирует лидер и какие решения он принимает. Поэтому каждый руководитель обязан следить за своим ресурсным состоянием. Чтобы его контролировать необходимо знать источники поглощения своей энергии и источники её восполнения. Для этого подойдёт простое упражнение «Т-счет».
Возьмите листок бумаги, разделите его на две колонки. Слева запишите все пожиратели энергии (стресс, невозможность решить какие-либо задачи, общение с токсичными людьми, недостаток сна и так далее — у каждого они будут свои); справа запишите всё, что приносит вам энергию (прогулки, общение с семьей, любимые животные, книги, отдых и т.д.). Ориентируясь на правый столбец, каждый день оценивайте свой вклад в восполнение собственной энергии от 1 до 10, где 1 означает «мне не удалось восполнить энергию», а 10 — я сделал всё, чтобы уровень моей энергии был на высоте.
Понаблюдайте за своими оценками в течение месяца, вы сможете сделать интересные выводы. Буду рада, если вы поделитесь ими — присылайте свои отзывы и вопросы на support_b2b@ersta.ru с темой письма «Школа франчайзи». Ответы на вопросы и интересный опыт наших партнёров мы опубликуем в новых статьях на сайте.